ВЗЛЕТНОЙ ТЯГОЙ (АСУВТ)
1.25.1. Общие положения
(a) В настоящем Приложении приведены дополнительные требования для установки системы управления мощностью (тягой) двигателей, которая автоматически увеличивает тягу или мощность работающего двигателя(ей) в случае отказа одного двигателя на взлете.
(b) При нормальном функционировании АСУВТ и связанных с ней систем должны удовлетворяться без необходимости каких-либо дополнительных действий экипажа по увеличению тяги или мощности все применимые требования настоящих Норм, кроме предусматриваемых настоящим Приложением.
1.25.2. Определения
(a) Автоматическая система управления взлетной тягой. АСУВТ определяется как полностью автоматическая система, используемая на взлете и включающая в себя все устройства, как механические, так и электрические, которые реагируют на отказ двигателя, передают сигналы, воздействуют на работающем двигателе на органы управления подачей топлива или рычаги управления мощностью (тягой) или увеличивают мощность (тягу) работающих двигателей другими способами, чтобы получить запрограммированное увеличение тяги или мощности и передать в кабину экипажа информацию о работе системы.
(b) Критический интервал времени. При выполнении взлета с использованием АСУВТ критический интервал времени отсчитывается от момента достижения скорости V минус 1 с до такого момента на траектории взлета с минимальными характеристиками при всех работающих двигателях, когда после предполагаемого одновременного отказа двигателя и АСУВТ последующая траектория полета пересекает фактическую траекторию полета, ука
занную в настоящих Нормах, на высоте не менее 120 м над поверхностью взлета. Этот интервал времени показан на рисунке.
1.25.3. Требования к характеристикам самолета и надежности системы
Заявитель должен выполнить следующие требования к характеристикам самолета и надежности системы:
(a) Отказ АСУВТ или комбинация отказов в АСУВТ в течение критического интервала времени:
(1) Не должны препятствовать увеличению взлетной тяги или мощности до максимальной одобренной величины или должно быть доказано, что эти отказы являются редкими (невероятными) событиями.
(2) Не должны приводить к значительной потере или уменьшению тяги или мощности или должна быть доказана практическая невероятность этих отказов.
(b) Должна быть доказана практическая невероятность одновременного отказа АСУВТ и двигателя в течение критического интервала времени.
(c) При работающей АСУВТ и отказе двигателя в самый критический момент взлета должны выполняться все относящиеся к характеристикам самолета требования настоящих Норм.
1.25.4. Установка тяги
Первоначально установленная взлетная тяга или мощность каждого двигателя в начале разбега при взлете не должна быть менее любой из следующих величин:
(a) 90% тяги или мощности, устанавливаемой АСУВТ (это максимальная взлетная тяга или мощность, одобренная для самолета для данных окружающих условий).
(b) Величины, необходимой для обеспечения нормальной работы всех имеющих отношение к безопасности систем и оборудования,
зависящей от положения рычага управления тягой или мощностью двигателя; или
(c) Величины, которая, как доказано, не приводит к опасным переходным процессам двигателя при увеличении тяги или мощности от первоначальной взлетной тяги или мощности до максимальной одобренной взлетной тяги или мощности.
1.25.5. Органы управления силовой установкой
(a) В дополнение к требованиям 25.1141, никакой единичный отказ или вероятная комбинация отказов АСУВТ, в том числе связанных с ней других систем, не должны вызывать невыполнение любой функции силовой установки, необходимой для обеспечения безопасности.
(b) АСУВТ должна быть спроектирована таким образом, чтобы:
(1) После отказа любого одного двигателя на взлете обеспечивалось увеличение тяги или мощности работающего(их) двигателя(ей) до максимальной одобренной взлетной тяги или мощности без превышения эксплуатационных ограничений двигателя(ей).
(2) Было возможным ручное уменьшение или увеличение тяги или мощности с помощью рычага управления мощностью (тягой) до максимальной взлетной тяги или мощности, одобренной для самолета при данных окружающих условиях. Для самолетов, снабженных ограничителями, которые автоматически предотвращают превышение эксплуатационных ограничений двигателя при данных окружающих условиях, в случае отказа АСУВТ могут быть использованы другие устройства для увеличения тяги или мощности, расположенные на рычаге управления мощностью (тягой) двигателя или перед этим рычагом, легко распознаваемые и срабатывающие во всех эксплуатационных условиях, путем одиночного действия каждого пилота рукой, которая обычно используется для перемещения рычагов управления мощностью (тягой), и удовлетворяющие требованиям 25.777(а), (b), (с).
(3) Были обеспечены средства проверки летным экипажем работоспособности АСУВТ до взлета.
(4) Были обеспечены средства отключения автоматических функций летным экипажем. Эти средства должны быть спроектированы так, чтобы исключить непреднамеренное отключение этих функций.
1.25.6. Приборы силовой установки
В дополнение к требованиям 25.1305:
(a) Должны быть предусмотрены средства для индикации готовности АСУВТ к работе; и
(b) Если свойственные самолету летные характеристики не обеспечивают сигнализацию достаточных признаков отказа двигателя, должна быть применена независимая от АСУВТ система сигнализации, которая дает пилоту четкое предупреждение об отказе любого двигателя при взлете.